Одной из приоритетных задач отечественной системы образования является преодоление кадровой катастрофы ближайших десятилетий в условиях радикальных демографически-миграционных изменений и деформации отечественного рынка труда. В своем поручении Минобрнауки России президент говорит о стратегической политике в сфере образования призванной «…подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны».

Необходимость профориентации определяется также федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

Одним из направлении Программы развитии воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях города Губкинского на 2013-2020 годы, утвержденой приказом УО от 14.10.2013 № 657, является «Профессионально-трудовое воспитание».

Мероприятия в рамках профессионально-трудового воспитания формируют профориентационную компетентность, навыки межличностного делового общения, а также такие качества личности, как трудолюбие, рациональность, профессиональная этика, способность принимать решения, умение работать и другие, позволяют знакомиться с основами профессий, помогают ориентироваться на современном рынке труда.

Вопрос правильного выбора профессии сегодня, в условиях постоянно меняющихся экономических условий и рынка труда, чрезвычайно актуален. Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективной профессиональной ориентации школьников в образовательных учреждениях, направленной на помощь обучающемуся в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, определена стратегическими документами:

- стратегия развития Ямало – Ненецкого автономного округа 2020 ставит задачу освоения Полярного Урала, шельфа Карского моря;

- проект «Урал Промышленный – Урал Полярный»:  топливно-энергитическому комплексу требуется кадры технического профиля, особенно рабочие профессии;

- программа развития профессионального образования ставит приоритетом подготовку рабочих кадров;

- сквозной компетенцией в соответствии с ФГОС является самоопределение, ответственность за выбор молодежи.

Для осуществления профориентационной работы в городе созданы все условия.

Система образования города включает в себя 17 образовательных организаций: 6 общеобразовательных организаций (3 - основного, 3 - среднего (полного) общего образования), одно специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, 6 дошкольных образовательных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования детей, одно муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат».

Деятельность образовательных организаций города по профессиональному самоопределению школьников осуществляется в рамках модели «Школа ступеней» и в соответствии с комплексным планом мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, разработанным на 2012-2015 годы.

Согласно комплексному плану в муниципальной системе образования в течение отчетного периода были реализованы следующие проекты:

- городская экспериментальная площадка «Новая образовательная система – предпрофильная социальная сеть» на базе школы №7 для выпускников 9 классов основных школ (школы№1,3,6). Цель программы: конструирование системы предпрофильныхпрофориентационых «возможностей» для обучающихся 9-х классов, через создание предпрофильной социальной сети путем организации ознакомительных экскурсий, социальных практик,профессиональных проб, реализуемых посредством партнерской деятельности с предприятиями и организациями города; По итогам- выход лучших проектов на городское НПК.

- сетевой проект «Старшая сетевая школа» на базе школы№7, в рамках которого для обучающихся 10-х классов реализуются дистанционные образовательные курсы: Английский для психологов, Основы делового общения и письма, Моя будущая профессия, Физика человека; очные курсы: Основы имиджелогии, Психология общения;

- проект «Центр управления карьерами подростков», осуществляемый на базе школы №4 совместно с градообразующим предприятием ООО «Роснефть-Пурнефтегаз», который позволил изменить подходы к профессиональной ориентации школьников для обучающиеся 7-11-х классов. Диагностика профессиональных способностей и склонностей учащихся, составление их индивидуального профессионального маршрута осуществляется через системную программу «Эффектон Студио Онлайн». Обучающиеся 7-9-ых классов ежегодно знакомятся с 12 профессиями, проходят теоретические и практические занятия на предприятиях города, получают начальные профессиональные навыки. Учащиеся 10 -11-х классов, по результатам диагностики, определяют свою профессиональную сферу, получают перечень рекомендуемых профессий, список специальностей в ВУЗе, обучающих данной профессии, и имеют возможность пройти профессиональные пробы на предприятиях города. На сегодняшний день подписаны соглашения о сотрудничестве по 15 профессиональным направлениям;

- проект «Школа: новое мышление, финансовая грамотность», реализуемый также школой №4 совместно со специалистами Сбербанка.

Представление опыта города за пределами округа.

Проекты «Цент управления карьерами» (школа №4) и ««Новая образовательная система – предпрофильная социальная сеть» (школа №7) в ноябре 2013 года были представлены на Всероссийском конкурсе на присвоение Премии «Траектория». По итогам конкурса проект школы №4 вошел в число лучших проектов, содействующих профессиональному самоопределению молодежи, заняв второе место в номинации «Сотрудничество с бизнесом»».

Школа №4 с проектом «Центр управления карьерами» приняла участие также и во Всероссийской конференции по профориентации молодежи, которая прошла в Москве в конце ноября 2013 года. Проект вызвал большой интерес у участников конференции.

С целью профессионального самоопределения в средних школах (школы №4,5,7) действуют корпоративные классы: «Роснефть-класс», «Сибур-класс», «Газпром-класс», в рамках которых осуществляются различные направления довузовской подготовки.

На профессиональное самоопределение школьников направлены проводимые в школах элективные курсы: «Планирование профессиональной карьеры» (10-11 классы), «Школа инженерной культуры», «Проектируем будущее», «Проектируем будущее» (11 классы) и другие.

На базе учреждений дополнительного образования (школа искусств №2, Губкинская школа хореографического искусства) и в межшкольном учебном комбинате школьники имеют возможность получить профессиональную подготовку по ряду направлений и поддержку в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

В целях профессионального самоопределения обучающихся 10 – 11 классов с получением заключений о возможных направлениях профессионального обучения и профессиональной деятельности в школах города реализуются программы «Школа-ВУЗ. В школах № 4,7 на договорной основе осуществляется взаимодействие с Тюменским государственным нефтегазовым университетом (ВУЗ осуществляет абитуриентскую подготовку обучающихся профильных классов по предметам естественно-математического цикла). Школа №4 также сотрудничает с минерально-сырьевым институтом им. Плеханова г.Санкт - Петербурга, Открытым молодежным университетом г. Томска, Открытым корпоративным университетом г. Москвы. Школа №5 - с Тюменской медицинской академией и Уральским университетом путей сообщения. Школа №7-с Омским государственным университет им. Ф.М. Достоевского.

В текущем учебном году во время осенних каникул осуществлен городской проект «Каникулярные школы». в г. Тюмени состоялась выездная каникулярная школа «Форсайт», осуществляемая школой №7 для учащихся 9-11 классов. Это авторский проект школы, направленный на проведение совместных проектов с девятиклассниками из основных школ для обеспечения преемственности на третьей ступени обучения. Идея проекта - знакомство с Тюменскими вузами, с возможностями, которые предоставляются при поступлении. Выездная каникулярная школа дает возможность учащимся оценить перспективы своего будущего, варианты его развития, обозначить точки своего роста и развития для того. В поездке приняли участие более 50 школьников 9 -11 классов. В марте – апреле 2014 года планируется проведение предметное погружение с участием преподавателей ВУЗов.

С целью формирования навыков построения индивидуальных и профессиональных стратегий традиционным стало проведение начальником отдела проектирования стандартов и оценки качества общего образования ФИРО МОН РФ Поповым А.А.образовательных модулей для обучающихся 8-10 классов всех школ по темам «Миры возможных профессий», «Миры открытий и исследований». Занятия по ознакомлению с профессиями происходит в форме игр, тренингов, проектной деятельности.

Центром занятости населения по согласованию с Администрацией города, Управлением образования разработаны график проведения экскурсий обучающихся на предприятия и в учреждения города, график проведения ярмарок учебных услуг, дней открытых дверей и других профориентационных мероприятий (городские конкурсы, круглые столы, бизнес курсы и др.) для обучающихся школ города. В летний период было трудоустроено более 250 школьников.

В общеобразовательных учреждениях города совместно с Центром занятости населения разработана Программа психолого-педагогическое сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, выбора сферы их профессиональной деятельности, определения дальнейшего образовательного маршрута.

Результатом проводимой работы стало:
- увеличение доли выпускников 11 – х классов, поступивших в учреждения профессионального образования в соответствии с профилем обучения;

- увеличение количества профилей обучения на уровне старшей школы;

- увеличение доли выпускников 9 -х классов, продолживших свое обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

- увеличение доли школьников, получивших профессиональную подготовку.

Ожидаемые результаты:

- создание условий для эффективной реализация проектов по профессиональному самоопределению общеобразовательными учреждениями;

- активизацияпредприятий в участии по реализации проектов, направленных на профессиональное самоопределение школьников, в том числе на базе городских предприятий;

- усиление взаимодействия системы профессионального образования с общеобразовательными школами и бизнеса в развитие партнерства;
- увеличение охвата обучающихся уровня основной школы направлениями по профессиональному самоопределению;

- увеличение доли выпускников 11 классов, поступивших в учреждения профессионального образования по направлению профиля обучения.

pptxОтчет_о_работе_по_профориентации_школьников_за_2013_год.pptx2.15 MB

Почтовый адрес: 629830, ЯНАО, г. Губкинский, мкр. 7 д. 2
Телефон (Факс): 8(34936)3-61-10.
Электронный адрес: uo@mogub.yanao.ru
© 2018. Управление образования города Губкинский
Яндекс.Метрика